Пьеро Пелиццаро: «В Милане признак того, что ты становишься богаче – покупка качественного велосипеда»

Пьеро Пелиццаро – директор по устойчивому развитию Милана, а также советник министра окружающей среды и защиты земель и моря Италии по вопросам адаптации городов к изменениям климата. Он станет одним из спикеров Международного форума и выставки 100+ TechnoBuild, который пройдет в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» с 5 по 7 октября 2021 года.

В интервью 100+ Пьеро рассказал, что такое «устойчивость города», как шел к устойчивости Милан, в 90-е годы имевший массу экологических проблем и погрязший в коррупции, равна ли устойчивость экономическому процветанию и что может делать каждый человек, чтобы помочь своему городу развиваться.

– В России нет такого понятия как «директор по устойчивому развитию города». В чем заключаются ваши обязанности и почему вообще появилась потребность в такой должности?

– Необходимость в такой должности, как директор по устойчивому развитию, появляется из естественных потребностей города. Например, в 2012 году в Нью-Йорке прошел ураган Сэнди, и это явление сильно повлияло на город, затронуло многие жизни. Соответственно, это одно из тех явлений, к которому, наверное, можно было подготовиться, предсказать его. Еще один похожий пример – это финансовый кризис в Европе, который затронул работу населения и общественность в целом.

Предсказанием должна заниматься администрация и выстраивать политику в отношении таких явлений. Именно для этого и нужен департамент устойчивости. Он смотрит в будущее, определяет рисковые сценарии и ищет, каким средствами можно избежать негативных последствий. Раньше у нас было как в администрациях? Для каждого узкого направления свой департамент. Но при этом подходе очень трудно маневрировать в сложных ситуациях, поэтому нужен более интегрированный подход. Это звучит как что-то очевидное, но на самом деле не применяется. Даже если мы посмотрим на корпоративный мир, мир бизнеса, этого не происходит.

Так вот, нам нужно было улучшить эффективность нашей работы. С одной стороны – использования ресурсов, которые у нас имеются. С другой стороны, посмотреть на положительные стороны разных департаментов. Так появился департамент устойчивости.

– Назовите главные признаки того, что город не является устойчивым? Как вообще вы трактуете термин «устойчивость»? Как она влияет на жителей?

– Начну отвечать с конца и немного расскажу про влияние устойчивости на жителей города. Здесь есть три фактора. Первый – экономический. Второй касается качества окружающей среды в плане комфорта, а также качества окружающей среды в природном плане. Наконец, третий – это устойчивость в аспекте предоставления одинаковых возможностей рабочих мест и прав, например, равноправие полов.

Зачем нам нужна устойчивость? Во-первых, она позволяет быть более эффективными и в финансовом плане, и в плане использования природных ресурсов, потому что население стремительно растет – это становится критически важным, поскольку мы хотим, чтобы у всех людей были одинаковые возможности. Во-вторых, это необходимость повышения уровня инклюзивности для всех жителей города.

В Милане мы используем следующие индикаторы устойчивости:

  1. Доступ жителей к зеленым пространствам.
  2. Использование жителями общественного транспорта.
  3. Общий километраж велодорожек.
  4. Площадь, которая доступна для пешеходов и для общественных активностей.
  5. Общие мощности дренажных систем с точки зрения окружающей среды.
  6. Мощности по вопросу сбора мусора.
  7. Доступность общественных мест для людей с ограниченными физическими возможностями.
  8. Уровень занятости среди женского и мужского населения.
  9. Использование бюджета для развития отстающих территорий, например, окраин. Здесь можно отметить создание бизнесов, которые бы обладали бы социальным значением и продвигали общество, а не работали только на прибыль.
  10. Способность населения получать еду и образование.
  11. Распределение бюджета на разные секторы бизнеса, чтобы избежать появления монополий.

Скажу сразу, что все индикаторы используются в рамках одной системы. Мы используем два подхода. Первый – это международная система ООН, которая идет в соответствии с целями устойчивого развития. Также в Италии есть своя система, которая называется VES. Она измеряет пользу для окружающей среды и экономическую пользу нашей работы.

– Есть ли какой-то общий «рецепт» для всех городов, как стать более устойчивыми? Какие меры помогли Милану и как?

– О, я был бы мультимиллиардером, если бы знал точный ответ на первый вопрос. Но я, наверное, скажу, что совершенно точно для этого нужно работать сообща. Сообща нужно работать властям, частному сектору и жителям города. Жители, конечно же, конечный потребитель всех наших усилий, но при этом жителям следует быть проактивными в своих желаниях: участвовать в процессе, быть вовлеченными в создание лучших условий и в политику развития населенного пункта.

Про Милан хотел бы сказать, что, например, в 1993-1994 годах это был город, погруженный в загрязнение и погрязший в коррупции. Он был одним из самых низкооцениваемых городов. Затем мы начали работать вместе. Здесь отмечу, что независимо от того, как взглядов придерживается та или иная партия, консервативных или либеральных, это неважно, – нам нужно общее видение для того, чтобы улучшить качество жизни в городе для всех. Так вот, про Милан. В 1994 году на сто жителей приходилось 80 автомобилей. А теперь мы достигли показателей «40 автомобилей на 100 жителей» – как видите, улучшили показатели в два раза.

Также сейчас город один из лидеров по показателю количества велосипедов на количество жителей. Если сравнить: в Милане 12 тысяч велосипедов на 1,4 млн жителей, а в Лондоне – 20 тысяч на 9 млн жителей. Поэтому Милан один из лидеров сейчас.

Кроме того, мы одни из лидеров по показателям управления отходами. Мы говорим про этот вопрос не только с точки зрения природы, но также про то, что новые материалы, и это, конечно же, вкупе с усилиями частного сектора, появляются из отходов.

Еще хотелось бы отметить, что сейчас в университете Милана обучается где-то 200 тысяч студентов. Мы стараемся найти способы и предоставить им возможности найти для себя профессиональный путь в городе – возможно, какой-то новый. То есть вдохнуть новую профессиональную жизнь в город.

Еще раз отмечу, что все это возможно при совместной работе на благо общественности. И я бы сказал, что именно в этом ключ. Но еще бы я повторил, что, если бы я точно знал ответ на этот вопрос, я стал бы мультимиллиардером. 

– Что могут делать обычные люди, чтобы увеличить устойчивость города и нивелировать последствия климатических изменений?

– Я могу говорить только о своем личном опыте. Я, очевидно, живу не в Москве, Милан – город значительно меньший, но, говоря о себе, скажу, например, что с 1 января передвигаюсь только на своих двоих, я гуляю. Я не использую общественный транспорт, велосипед. Вот уже 1300 километров, наверное, находил. Поэтому первое, что я отмечу – это решение человека, как он передвигается по городу. И здесь мы говорим не только про воздействие на окружающую среду, но и вклад человека в общие усилия улучшить качество жизни.

Второе – это то, что человек выбирает в плане еды. Каждый раз, когда мы решаем что-нибудь съесть, допустим, лосося, которого поймали в Норвегии, или что-нибудь иное из другой страны, нужно задаваться вопросом: устойчивый ли это подход? Я бы сказал, что, наверное, надо придерживаться традиционных продуктов для страны и, возможно, стоит избегать покупки продуктов из других стран, потому что именно на долю транспортировки еды приходится наибольшая часть выбросов углекислого газа в атмосферу.

И, в-третьих, наверное, отмечу шопинг. Возможно, вместо покупок одних и тех же вещей каждый год, только под другими брендами, стоит покупать меньше и реже. Возможно, стоит обмениваться какими-то вещами. Это более устойчивый подход. Конечно, многим кажется, будто наоборот – ты стал каким-то хиппи или просто сделал шаг назад, но на самом деле – это шаг вперед.

В разных обществах по-разному относятся к этому вопросу. Например, студенты в Нидерландах ответят мне, что для них покупка автомобиля – это знак того, что ты богатеешь в обществе, что ты растешь и становишься лучше. В то же время в Милане, Париже или Нью-Йорке, например, признак того, что ты становишься богаче – это покупка качественного велосипеда. На самом деле, за всем этим стоит выбор – за пользу для последующих поколений или за более эгоистичный подход, когда важно показать, насколько мы богаты сегодня. Но это, конечно, моя точка зрения.

– Однажды вы сказали, что считаете устойчивым городом Палермо, где у людей нет денег на оплату электричества, но есть нелегальные способы его добыть. То есть устойчивость не всегда равна экономическому процветанию? Не тормозит ли такая «устойчивость» развитие города?

– Если мы говорим про Палермо 90-х, тогда город был в своей нижней, там скажем, точке. Тогда в городе было наибольшее количество военных единиц среди всей страны, там мафия убивала людей, суды проходили. Далее, шаг за шагом, город разбирался со своими вызовами и проблемами. Надо сказать, что устойчивое развитие и переход к устойчивости занимает не год, а гораздо больше. И в каждый момент времени пытаешься найти баланс во всем, что развиваешь – вклад в социальную составляющую и остальные области жизни. Если не получается все области развивать на одном уровне, поместить их в идеальный баланс, общество адаптируется к ситуации для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Даже если в вашем примере про электричество какие-то способы нелегальные – это позволяет людям поддерживать свои семьи, и власти, возможно, даже знают об этом. Но при этом осознают свои ограниченные возможности в плане поддержки населения. В приоритете, конечно, гарантировать для населения еду, электричество и возможности для образования.

Что касается устойчивости их доходов, конечно же, всегда есть мечты и планы. Все прописывается, и при этом есть, конечно же, и реальность. Иногда это довольно разные вещи, но при этом мы можем найти способ адаптироваться к этой реальности. Повторюсь, что нужно найти правильный баланс. Надеюсь, что я ответил на ваш вопрос, потому что вопрос очень сложный.

Более подробно об устойчивости городов Пьеро Пелиццаро расскажет в рамках деловой программы 100+ TechnoBuild, который пройдет в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» с 5 по 7 октября 2021 года.